Решение

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
22 мая 2018 года г. Москва

В работе четвертого Форума уполномоченных экономических операторов, прошедшего в Санкт-Петербурге 22 мая 2018 года приняли участие более 100 участников (54 компании из России, 37 из которых являются действующими УЭО).
Традиционно в работе Форума УЭО приняла самое активное участие представительная делегация от ЕЭК и ФТС России.

Также в дискуссии приняла участие многочисленная делегация сотрудников таможенных органов Северо-западного региона: СЗТУ, Санкт-Петербургской и Балтийской таможен, что обеспечило возможность предметного обсуждения практических аспектов реализации актов Союза и национальных актов. Такой формат работы перспективен с точки зрения возможности тесного взаимодействия с таможенными органами, которые на практике реализуют нормы таможенного законодательства ЕАЭС и национального законодательства.

Впервые в работе Форума УЭО принимали участие не только представители Российской Федерации, но их коллеги из Казахстана, Киргизии и Узбекистана, что подтверждает актуальность данного вопроса как в ЕАЭС, так и за его пределами. Обсуждение проблемных вопросов с коллегами из государств-членов ЕАЭС позволяет выработать единообразную практику и сформировать общее видение данного процесса, а участие представителей иных сопредельных государств позволяет информировать их о программе УЭО в ЕАЭС.

В рамках Форума обсуждались не только теоретические вопросы, призванные обеспечить широкую информированность о новой программе УЭО в ЕАЭС, но и практические аспекты работы в старых и новых условиях.

К числу наиболее важных проблем, стоящих как перед компаниями, так и перед регуляторами в настоящее время, которые были обозначены по итогам заседания, отнесены следующие:

  1. Предстоящее внедрение новой системы отчетности УЭО, в том числе включение в нее необоснованно широкого состава сведений.
  2. Требования к системе учета товаров и определение параметров и условий доступа таможни к данным из таких систем учета.
  3. Жесткие требования к системе учета товаров наряду с предоставлением отчётности.
  4. Оборудование территорий УЭО, предназначенных для совершения таможенных операций с товарами, в том числе требования к непрерывному ограждению открытых площадок, необходимости наличия погрузочно-разгрузочной техники, неоднозначность понятия «примыкающая территория»;
  5. Необходимость отражения особенностей применительно к требованиям в отношении территорий производственных предприятий, имеющих непрерывное ограждение и охрану по всему своему периметру, а также в случае создания зон таможенного контроля в морских портах;
  6. Особенности завершения доставки товаров на территориях УЭО при оформлении таких товаров «с колес» (в течение 3-х часов и без временного хранения их), а также при реализации технологии электронного транзита.
  7. Особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита при перемещении товаров железнодорожным видом транспорта;
  8. Реализация положений ТК ЕАЭС в части отнесения УЭО к низкому уровню риска
  9. Применение выпуска до подачи, в том числе возможность отражения сведений, содержащихся в нескольких заявлениях о выпуске до подачи декларации на товары в одной декларации на товары.

Много проблемных вопросов, обсуждавшийся на четвертом Форуме УЭО, нашли свое решение непосредственно в ходе конструктивной дискуссии и консультаций методологов в лице Комиссии и практиков в лице таможенных органов. Большинство из них связаны с неоднозначным толкованием положений актов Комиссии ввиду их новизны и еще не наработанной практики. Но ряд важных и крайне чувствительных для компаний-УЭО вопросов, по мнению участников Форума УЭО, требуют дополнительных разъяснений Комиссии и ФТС России для обеспечения единообразной правоприменительной практики.

Кроме того, потребуется внесение изменений в действующие Решения Комиссии, а также разработка новых Решений Комиссии, которые ранее не входили в перечень первоочередных решений, но необходимость которых вытекает из проблем в правоприменительной практике.

Участники четвертого Форума УЭО решили:

  1. В дальнейшем активно принимать участие в деятельности Рабочей группы ЕЭК по развитию института УЭО, в том числе для решения следующих вопросов:
    1. уточнение формулировок относительно Требований к оборудованию зоны таможенного контроля УЭО при подготовке рекомендаций и пояснений ЕЭК о применении Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2017 N 131 «Об утверждении Требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов». Для этого подготовить обобщенные описания практических аспектов использования площадок УЭО действующими операторами;
    2. инициировать перед руководством Рабочей группы ЕЭК по развитию института УЭО необходимость подготовки, в соответствии с требованиями пп. 7 п. 1 ст. 433 ТК ЕАЭС типовых требований к системе учета УЭО и принять участие в подготовке таких требований, исходя из следующих принципов:
      1. Ведение учета и подготовка отчетности компаниями-УЭО для таможенных целей не должны вынуждать компании менять подходы к учету хозяйственных операций, если они соответствуют требованиям законодательства России о бухгалтерском и налоговом учете и отчетности;
      2. В состав реестров учета и форм отёчности должны включаться только те сведения, которыми таможня не располагает или которые не может получить в иных государственных органах самостоятельно.
      3. Система учета и отчетности УЭО не должна быть основана на концепции осуществления прослеживаемости товаров, что избыточно для целей контроля деятельности УЭО.
      4. Предоставление таможне сведений из системы учета УЭО должно быть однократным и осуществляться или в форме удаленного доступа к системе учета УЭО или в форме выгрузки отчетности в личный кабинет УЭО. Выбор формы предоставления сведений осуществляет компания УЭО.
      5. Требования к ведению учета и отчетности компаний-УЭО должны учитывать отраслевые особенности деятельности компаний УЭО (оптовая торговля, розничная торговля, производство, услуги в таможенной сфере и т.п.).
  2. Обратиться в ЕЭК с просьбой о создании посвященного деятельности УЭО раздела на интернет-портале ЕЭК с целью размещения там разъяснений и комментариев ЕЭК по вопросам деятельности УЭО.
  3. Продолжить работу по защите интересов УЭО при реформировании национальной части таможенного законодательства в соответствии с ТК ЕАЭС при подготовке нормативно-правовых актов ФТС России, в том числе в части типового соглашения УЭО с таможенными органами и форм отчетности, для этого подготовить на направить в ФТС России от имени Оргкомитета Форума УЭО запрос о разъяснении позиции ФТС России по следующим аспектам деятельности компаний-УЭО:
    1. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита на площадках компаний-УЭО без представления форм отчетности о временном хранении товаров ДО-1 и ДО-2 в случаях оформления «с колес» (в течение 3-х часов) , в том числе при выпуске до подачи таможенной декларации;
    2. Должна ли компания-УЭО представлять в таможню формы отчетности о временном хранении товаров ДО-1 и ДО-2 в случаях размещения на временное хранение товаров на площадках и в помещениях УЭО;
    3. Каким образом должен быть организован удаленный доступ таможни к системе учета УЭО когда УЭО имеет несколько Соглашений с разными таможнями?
    4. Как планируется организовать взаимодействие ЦЭД и постов фактического контроля после перехода на электронные заявления о выпуске до подачи в случаях совершения таможенных операций связанных с выпуском товаров до подачи декларации в отношении товаров, размещенных на площадках и/или в помещениях УЭО?
    5. Может ли при решении о досмотре (для упрощения «Закрытие доставки на территории УЭО») транспортное средство быть направлено от территории УЭО в таможенный орган для досмотра?
  4. В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) подготовить и направить в Минфин, ФТС и РСПП предложения по проекту приказа ФТС об отчетности УЭО.
  5. Поручить Оргкомитету организацию и проведение Пятого Форума УЭО ориентировочно в 4 квартале 2018 года – 1 квартале 2019 года.

Руководитель Оргкомитета Форума УЭО
Г.Н. Донцова

Ответственный секретарь Оргкомитета Форума УЭО
Д.К. Майоров

Поделиться: